Зри в корень (© 2015)

Автор Дедулечка, 20 Март 2019, 23:59:37

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

Дедулечка



Зри в корень!

Недавно внук Серёжка (2-й класс) принёс тест по сказке Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", за который получил 5-, вроде очень хорошо, но когда я посмотрел задания теста, то радость быстро прошла и вот почему:

Спойлер


[свернуть]


-Даже при беглом просмотре заданий теста сразу видно насколько всё, слишком уж, поверхностно и неуместно, если раньше говорили, что ученики "грызут гранит науки", то теперь смело можно сказать, что они лишь облизывают мякиш...;
  - С первого задания видно, что теперь самое важное в сказке как она начинается, причём надо знать не то, например, почему старик просто так отпустил рыбку, ничего не потребовав для себя, а просто запомнить наизусть;
  - Далее идут никому не нужные (в смысле знаний) и просто тупые вопросы и ещё тупее варианты ответов, такие как - какой рыболовной снастью ловил рыбу старик (варианты: удочкой, сачком...) или что было разбитым у старика со старухой (окна землянки, тарелки, зеркальце...), или ещё лучше, какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака (щука, золотая рыбка, русалочка, водяной), вот уж никогда бы не додумался водяного назвать водоплавающим существом. да и русалочку тоже...  ,  как будто это самое важное в сказке, а не то, что Пушкин говорит нам про людские пороки и их последствия;
  - Всего 15 заданий, из них 5 чисто математических, некоторые даже нужно решать, как задачи (наверное, решили сделать в тесте связь предметов - литературы и математики, но получилось, к сожалению, в ущерб великому произведению), даже не зная смысла этой сказки, морали, но зная цифры ученик может получить пятёрку, вот только кому нужна эта липовая пятёрка, если ученик не знает в чём суть сказки, что хотел сказать автор;
 И далее по вопросам:
  - Что сделал старик ..., поймав золотую рыбку? Правильный ответ - отпустил рыбку, вроде всё хорошо, но следующие ответы просто обескураживают, если их внимательно прочитать. Поместил в аквариуме -  это у старика в лачуге аквариум, рядом с разбитым корытом? ... Отправился к ювелиру - ведь золотая это не цвет рыбки, а то из чего она "сделана", рыбка-то из чистого золота, тупее не придумаешь... Сварил уху - говорящую рыбку, которая может исполнить три твои желания, сварить? Как только такое придумать можно было, да ещё и задать его детям?
 -Кем желала стать старуха в самой заветной своей мечте? Правильный ответ по тесту - владычицей морской, а вот здесь можно поспорить, вряд ли она остановилась бы на этом, а не придумала бы что-то ещё, в этом, кстати и есть скрытый смысл сказки. Остальные ответы тоже поражают воображение - княгиней тьмы - по-русски это бабой Ягой что ли? Королевой красоты - это, наверное, "Мисс старухой", и ещё - царицей полей - это пшеница, а при Хрущёве кукуруза, так, что она хотела стать кукурузой или злаком каким? Просто поражает недалёкость составителей, они сами-то понимают, что понаписали?
  -Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин...? Правильный по тесту ответ - не садись не в свои сани, это эпизодическая пословица, имеющая лишь косвенное отношение к смыслу сказки. Автор теста концентрирует внимание детей на мелочах, за которыми теряется суть сказки;
  -За что ... была наказана старуха? Правильный ответ по тесту - за жадность (один из вариантов - за плохое ведение домашнего хозяйства, смешно...), только ли за жадность, ведь у неё был не один порок, ещё и властолюбие, корысть, ненависть, тирания и жадность не самый главный, а наказана она была за властолюбие, ведь последняя просьба была, чтобы она над всеми властвовала, даже над рыбкой, она требовала власти, а не богатства, кстати в следующем вопросе дан ответ на предыдущий, тут даже думать не надо...;
  -  Последний вопрос переворачивает всё с ног на голову - старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала (?) старика? Правильный ответ по тесту - за трусость и безволие(?), ну это вообще уже ни в какие ворота не лезет, во-первых для себя он ничего не просил и не требовал, а просто отпустил рыбку с миром или это рыбка была такой злой, что за добро отплатила злом, ведь старик ей ничего плохого не сделал, во-вторых автор теста называет его безвольным трусом, а ведь он просто был очень добрый и терпеливый, и ещё никого не хотел обижать, но детям, так называемый автор теста, пытается внушить, что так жить нельзя, быть добрым, терпеливым и ласковым, это не современно, не по американским стандартам. И при чём тут душа, когда надо - око за око, зуб за зуб и если бы старик так поступал, то не был бы "наказан", но стал бы злыднем, которого все ненавидят, а не жалеют, так, что ли? Кстати, а что должен был сделать старик, когда старуха стала царицей, поднять восстание, как Емельян Пугачёв, и попытаться её свергнуть, чтобы не быть "наказанным"? Или поднять вооружённый бунт, как Дубровский, когда она была столбовою дворянкой? Это вопрос автору теста, так называемого. Кстати, рыбка не наказала старика, а помогла ему. При царском режиме старухи его постоянно гнали, били, унижали, а когда рыбка сделала их опять равными, то всё это прекратилось и жить ему стало легче и проще.
      И это не один такой тест, их большинство, если не все. Да и учебники написаны не лучше. И что останется в памяти ребёнка от этой сказки? Сколько раз старик забрасывал невод или этот ужастик типа - водоплавающее существо? Ничего от сущности сказки, только никому не нужные подробности.
       Хочется посоветовать авторам, так называемым тестов, афоризмом Козьмы Пруткова - "Зри в корень!". И ещё, авторам тестов, в их возрасте, пора бы знать, что в сказках, баснях и других произведениях главное не действие, а внутренний смысл - "сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок" и обращать внимание на "намёк с уроком", а не на "ложь"(действие). Автору этого теста смело можно поставить за "урок" большую жирную двойку: во-первых, он не понял в чём "намёк" этой сказки; во-вторых, обозвал Золотую рыбку водоплавающем существом; в-третьих, русскую сказку попытался подогнать под американские стандарты - доброту заменил трусостью, а терпение - безответственностью и т.д. Проще сказать автор так и не понял "души" сказки.
 А пока американо-европейские стандарты образования уже давно дают плоды - это видно по уровню грамотности молодёжи, которая учится составлять своё мнение на сплошь безграмотных форумах, а не в школе. Подрастающее поколение, с помощью тестов насильно отучают мыслить, анализировать, правильно формулировать своё мнение, весь упор сделан на чисто механическое запоминание, не относящихся к делу, подробностей - своеобразное "Поле чудес" в стране дураков. Если они начнут глубоко изучать суть произведений, то пропадут мелкие детали действия и они не смогут сдать экзамен, а если весь упор делать на внешнее действие, то они не смогут понять суть произведения, она затеряется в мелочах, но зато они сдут экзамены. Вот такая интересная зависимость.
 А не пора ли уже отказаться от американо-европейских стандартов образования и создать свои, соответствующие нашему культурному уровню и жизненному опыту, а также учитывая опыт советских школ. И всё-таки ещё одной РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, которая нужна была ещё вчера, наверное, ещё не скоро дождёмся, если дождёмся. Ну а пока переобучением приходится заниматься родителям и бабушкам с дедушками, кому-то ведь надо исправлять последствия таких вот тестов.


"Зри в корень!" - Козьма Прутков.
© 2015

Вверх